Какие авто налоги существуют в Украине и сколько налогов платит в казну покупатель, владелец и продавец автомобиля? Закон «О налоге с доходов физических лиц» принес определенное облегчение украинским гражданам. Особенно рады были принятию этого нормативного акта автомобилисты – ведь нововведения, прописанные в нем, устанавливают определенные льготы для граждан, желающих избавиться от своего авто. Это, в частности, введение единой ставки налога, которая стала существенно меньше, чем была раньше – 15% вместо 20-40% (ставки транспортного налога). Какие еще авто налоги платит простой автовладелец в государственную казну, разбирался «Простобанк Консалтинг».
Единое преимущество, единый недостаток
Первое и главное – государство, заботясь о хозяевах авто, не забыло и о собственных интересах. Как рассказала Елена Зайцева, старший юрист международной юридической компании Integrites, введя единую ставку, оно защитило себя от уменьшения налоговых поступлений, расширив базу налогообложения – в настоящее время подоходный налог в Украине придется платить практически из любого дохода, полученного гражданином.
В первую очередь, как рассказала эксперт, налоги в Украине увеличились для тех, кто продает дорогие вещи, например, автомобили, причем авто налог на свой доход физическим лицам нужно платить от всей суммы реализованного движимого имущества. К примеру, если человек продал свое «колесное» имущество за 10 тыс. грн., ему придется поделиться с казной суммой в 1,3 тыс. грн. Причем отдать деньги государству придется, даже если продавец раньше купил транспортное средство намного дороже, чем теперь продает. То есть не только прибыли от торговли не получит, а еще и несет убытки, разъясняет старший юрист.
Впрочем, уплаты 15%-ного налога можно законно избежать, если оформить договор купли-продажи автомобиля у нотариуса. При этом, кроме услуг нотариуса, надлежит оплатить государственный сбор в размере 5% от стоимости проданного транспортного средства (если машина продается родственнику – 1%). Такой размер госпошлины установлен п.1, ч.3, ст. 3 Декрета Кабинетов Министров Украины «О государственной пошлине». Данная «поблажка» в налогообложении предусмотрена ст. 12 Закона «О налоге с дохода физических лиц».
«В виде исключения при продаже одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера или моторной (парусной) лодки не чаще одного раза на протяжении отчетного налогового года доходы продавца от отмеченных операций облагаются налогом по ставке в размере 1% от стоимости такого объекта движимого имущества (транспортный налог). При условии уплаты им суммы государственной пошлины в бюджет или суммы платы нотариусу за нотариальное удостоверение соответствующего договора к такому удостоверению», - подчеркнула госпожа Зайцева. Вместе с тем, отметила она, в этот список движимого имущества не вошла сельскохозяйственная и коммерческая техника, автобусы и прицепы. Таким образом, продавец яхты при продаже будет платить 5% от ее стоимости, а трактора – 15%.
«Родные» фонды
Впрочем, пятью процентами от стоимости автомобиля государство, конечно, не ограничится. Бюджетом Украины на 2008 год в который раз продлен сбор в Пенсионный фонд с продавцов легковых автомобилей. Согласно Закону Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», плательщиками сбора являются юридические и физические лица при отчуждении легковых автомобилей, кроме легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды, и тех автомобилей, которые переходят в собственность наследникам по закону. Сумма данного сбора составляет 3% от стоимости транспортного средства, которое продается.
Таким образом, общая сумма авто налогов, без которой машину не зарегистрируют в органах Госавтоинспекции, будет составлять 8% от продажной цены автомобиля. Это не считая платы за регистрацию, выдачу номерных знаков, техосмотра и тому подобное.
Также Елена Зайцева рекомендует не забывать, что доход, полученный плательщиком налога от продажи на протяжении отчетного налогового года более чем одного транспортного средства, подлежит налогообложению уже по ставке 15% от объекта налогообложения.
Покупательская отдача
Что касается аспектов покупки автомобиля, то многое зависит от того, как происходит покупка. Так, подчеркнула специалист, расходы на оформление автомобиля, который покупается в кредит, составляют до 15% от его стоимости. Кроме авансового платежа, если это не «нулевой кредит», необходимо будет внести следующие платежи:
оформление в ГАИ – 305 грн.; транспортный сбор – 52-540 грн. (оплачивается ежегодно, ставка определяется ст. 3 Закона Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов»); налог в Пенсионный фонд – 3% от стоимости авто; услуги нотариуса – до 700 грн.; оформление договора залога – 0,1% от суммы кредита; страхование полное КАСКО – 4,5-7% от стоимости авто (ежегодно). Некоторые банки на данный платеж могут сделать отдельный кредит; страхование гражданско-правовой ответственности – до 500 грн. (ежегодно); страхование жизни заемщика – 0,5-1% от суммы кредита (данный вид страхования требуют не все банки); одноразовая комиссия банка – до 3% от суммы кредита (в среднем 1-2%). При покупке без кредита покупатель оплачивает: оформление в ГАИ, транспортный сбор, налог в пенсионный фонд и страхование гражданско-правовой ответственности (и то не сразу) (ставки транспортного налога).
Немецкий пример
Уплаченный НДС (Mehrwertsteuer) на автомобиль в Германии человек может получить обратно, если купит автомобиль у фирмы, а не у частного лица. Но так бывает не всегда. Если на странице с детальным описанием автомобиля есть немецкая надпись MWSt ausweisbar, т.е. «с возвратом налога», значит, у покупателя есть шанс получить часть уплаченного налога обратно во время следующего своего визита.
Его действия в этом случае:
При покупке автомашины сообщает продавцу, что будет вывозить его за пределы Европы и хотел бы получить налог обратно. Тогда оформляется декларация для таможни в 3-х экземплярах. Фирма-владелец обычно сама отгоняет автомашину на местную таможню, предъявляет её и возвращает покупателю экземпляр декларации, заверенный разрешительной печатью. При выезде из Европы в экземпляр декларации покупателя вновь ставится печать.
В следующий раз он навещает автофирму, где был куплен автомобиль, предъявляет декларацию и получает наличность обратно. Однако, следует заранее быть готовым к тому, что, возможно, придётся в «добровольно-принудительном порядке» поделить эти 16% с фирмой-продавцом, как рассказала Елена Зайцева.
Автор: Алеся Чемерис
http://www.prostobank.ua
|